07.04.2016

За что татарстанцы не должны платить в поликлиниках и больницах (События 17/03/2016)


Мало кто знает, но в Татарстане есть уполномоченный не только по правам человека или ребенка, но и по правам пациента. В роли таких омбудсменов выступают представители страховых медицинских организаций. С октября 2012 года они работают в отдельных поликлиниках и больницах и разъясняют татарстанцам их права на бесплатную медицину по полису ОМС, помогают разрешить споры в случае отказа во врачебной помощи или взимания платы за исследования и лечение.

Мы попросили начальника отдела защиты прав застрахованных граждан территориального Фонда обязательного медицинского страхования республики Ольгу Полякову разобрать вместе с нами наиболее часто задаваемые вопросы от пациентов татарстанских клиник.

Как быстро и бесплатно пройти МРТ, КТ, ангиографию?

Пример: недавно невропатолог отправил на магнитно-резонансную томографию (МРТ) в РКБ. На бесплатную процедуру записывают в очередь, самое раннее, на июнь, а платно можно пройти хоть в тот же день.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Татарстана на 2016 год определены предельные сроки ожидания медицинской помощи в плановой форме.

Срок проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии не должен превышать 30 календарных дней со дня их назначения. Превышение этого срока является нарушением прав пациента при получении медицинской помощи в сфере ОМС.

При экстренных и неотложных состояниях (наличие соответствующих  показаний) – незамедлительно.

Нужно отметить, что сегодня есть возможность по направлению лечащего врача пройти бесплатно МРТ или КТ и в других клиниках, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования  Республики Татарстан, для которых установлено плановое задание на данный вид обследования.

За какое время должны сделать рентген, УЗИ, маммографию и другие исследования?

Пример: врач заподозрил рак простаты и направил на пункцию в онкодиспансер. Там сказали, что сделают бесплатно только через 2 месяца, но ждать не советовали, рак, как никак. Пришлось отдать 4 тысячи рублей.

Согласно той же Программе государственных гарантий сроки проведения в плановом порядке диагностических инструментальных (функциональной диагностики, ультразвуковых и рентгенографических исследований, включая маммографию) и лабораторных исследований не должны превышать 14 календарных дней со дня их назначения.

Предельные сроки ожидания, установленные Программой государственных гарантий, должны неукоснительно  соблюдаться медицинскими организациями.

За какое время пациента должны положить в больницу?

Пример: моему отцу дали направление на плановую госпитализацию. В больнице сказали, что у них очередь и смогут положить не раньше, чем через 3 месяца.

В случае плановой госпитализации, предельные сроки ее ожидания не должны превышать 30 календарных дней с даты выдачи лечащим врачом направления, но при условии обращения пациента на госпитализацию в рекомендуемые им сроки.

Исключение - оказание высокотехнологичной  медицинской помощи, где очередность определяется листами ожидания. 

Спорные и конфликтные случаи, касающиеся плановой госпитализации, решаются врачебной комиссией медицинской организации, в которую пациент направлен на стационарное лечение.

Должен ли пациент больницы сам себе покупать лекарства?

Пример: пока лежал в больнице, заболели суставы, врач назначил уколы. Но препарат закончился, и меня попросили его купить.

Когда речь идет об обострении сопутствующего заболевания в период нахождения в стационаре, особенно если оно влияет на тяжесть и течение основного заболевания, лечение осуществляется бесплатно в рамках одной госпитализации.

Соответственно, при оказании медицинской помощи в стационаре, в том числе дневном, необходимый объем диагностических и лечебных мероприятий определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом клинической ситуации, медицинских показаний и индивидуальных особенностей пациента.

Обеспечение лекарственными препаратами при лечении в стационаре осуществляется бесплатно, за исключением случаев применения медикаментов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Назначение препаратов, не входящих в такой перечень, возможно в том случае, когда имеются медицинские показания (индивидуальная непереносимость либо по жизненным показаниям). Врачебной комиссией медицинской организации принимается решение о назначении необходимого для лечения пациента лекарства и тогда оно предоставляются медицинской организацией  бесплатно.

Может ли врач отправить на платные анализы?

Пример: терапевт часто назначает платные анализы. Сказал, что в поликлинике таких не делают и отправляет в частную клинику.

Все услуги, назначенные лечащим врачом, должны быть бесплатными. Медицинская организация обязана организовать бесплатное проведение необходимых лабораторных исследований, в том числе, при необходимости, в других лечебных учреждениях. Направление на платные анализы является неправомерным.

Если проблему отсутствия диагностики предлагают решить самому пациенту или советуют обратиться в платную клинику, следует незамедлительно позвонить в свою страховую компанию.

Как бесплатно попасть на прием к врачу - узкому специалисту?

Пример: врач отправил к вертеброневрологу, тот принимает в другом медицинском центре за деньги.

Решение о необходимости консультации того или иного специалиста принимается лечащим врачом. Он должен выдать направление на консультацию. Если в поликлинике отсутствует необходимый врач-специалист, то направление выдается в другую медицинскую организацию, работающую в ОМС, в которой пациент получит консультацию врача бесплатно.

При необходимости врач поликлиники может выдать направление на бесплатную консультацию в ГАУЗ «Республиканский клинический неврологический центр».

Можно ли качественно и бесплатно вылечить зубы?

Пример: стоматолог советует дорогую пломбу, якобы бесплатная выпадет на второй же день. Просит деньги за обезболивающий укол. Говорит, с бесплатным будет больно.

Согласно действующим нормативным правовым документам стоматологическая помощь (терапевтическая и хирургическая) взрослым и детям оказывается бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования.

Перечень лекарственных средств и лечебных стоматологических расходных материалов, которые применяются при оказании стоматологической помощи бесплатно, утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29.03.2013 №520. Для взрослого населения для обезболивания бесплатно применяются новокаин, лидокаин, а для детей до 18 лет еще и  ультракаин.

При лечении зубов по полису ОМС используются постоянные пломбировочные материалы отечественного производства, композитные пломбировочные материалы химического отверждения импортного производства (Кетак Моляр, Эвикрол, Комполайт).

Могут ли врачи принимать деньги и подарки от пациентов?

Пример: есть обычай после операции благодарить врача круглой суммой денег или дорогими подарками.

Этическим кодексом врача Республики Татарстан запрещается прием подарков или иных видов благодарностей до выписки больного из стационара. Врач должен отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе его лежит желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Врач вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не уничижающей человеческое достоинство обоих, не противоречит принципам справедливости и не нарушает правовых норм о дарении, закрепленных действующим законодательством Российской Федерации.

Гражданским кодексом Российской Федерации не допускается дарение работникам медицинских организаций пациентами и их родственниками, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Сотрудники ТФОМС добавляют, что по закону по желанию граждане имеют право и на платную медицину, но надо помнить, что при заключении договора на оказание таких услуг пациенту в доступной форме должны предоставить информацию о возможности получить необходимую медпомощь бесплатно по полису ОМС.

Если у вас возникли вопросы при получении медицинской помощи, обратитесь в свою страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис. В Татарстане три такие компании, и в каждой есть своя «горячая линия» для населения:

«АК БАРС-Мед» - 8-800-500-03-03

«Спасение» - 8-800-100-07-17

«Чулпан-Мед» - 8-800-200-10-65


Оригинал статьи: За что татарстанцы не должны платить в поликлиниках и больницах


 

наверх

Copyright © 2012-2015 ТФОМС Республики Татарстан