Пресс-релизы, выступления
Пресс-релизы, выступления
10.08.2013

Начинает и выигрывает… пациент

из первых рук

Обращаясь к врачу, больной вправе рассчитывать на должное внимание и профессионализм эскулапа. А врач, в свою очередь, имеет право на достойную зарплату за свой нелегкий и очень ответственный труд. Соблюсти интересы обеих сторон – дело непростое, а потому – государственной важности.

В условиях рыночной экономики заработная плата формируется на основе нескольких основных факторов, как-то востребованность специалистов, сложность в получении профессии и напряженность труда. Если учитывать хотя бы эти три фактора, то профессия врача должна быть одной из самых высокооплачиваемых. В последние годы ряды среднего уровня медиков пополнялись в основном за счет фанатиков своего дела, с детства мечтающих лечить людей, да тех, кого заворожила престижность высокого звания врача. Но некуда правду деть – за последние двадцать-тридцать лет армия фанатиков существенно поредела… Медицина начала испытывать настоящий кадровый голод. К счастью, в последнее время ситуация стала, пусть не так быстро, как хотелось бы, меняться в лучшую сторону. Поговорить об этом мы решили с директором ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» Алсу Мифтаховой.

– Алсу Мансуровна, информация о том, что в Татарстане зарплата врачей в среднем составляет двадцать четыре – двадцать семь тысяч рублей в месяц, удивила многих. Насколько эти цифры соответствуют действительности?

– Средняя заработная плата работников медицинских организаций по региону складывается с учетом минимальной и максимальной заработной платы за счет всех источников, включая доходы от платных услуг, по всем медицинским организациям, работающим в системе ОМС.

В связи с выявленными Министерством здравоохранения РФ отдельными фактами снижения заработной платы медицинских работников в начале этого года министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой регионам было рекомендовано проводить ежемесячный мониторинг средней заработной платы работников медицинских организаций.

Сведения о средней заработной плате медицинскими организациями ежемесячно представляются в территориальные фонды ОМС по форме, утвержденной приказом ФФОМС от 26.03.2013 № 65.

Так, по представленным отчетам за 2012 год средняя заработная плата врачей достигла двадцати семи тысяч рублей, а среднего медицинского персонала – пятнадцати тысяч. При этом минимальная заработная плата врачей по отдельным учреждениям составила семнадцать тысяч, максимальная – сорок восемь тысяч рублей.

За шесть месяцев этого года данный показатель составил уже тридцать тысяч и восемнадцать тысяч рублей соответственно.

– Известно, что фонд проводил проверки по жалобам медицинских работников на низкую заработную плату. Каковы результаты?

– В связи с появившимися в СМИ комментариями о низкой заработной плате медицинских работников отдельных медицинских организаций нами действительно проводились проверки, в ходе которых установлено, что средняя заработная плата указанных работников за 2012 год не только не была ниже, но и даже превышала среднюю заработную плату медицинских работников по республике.

Напомню: территориальный фонд имеет право проводить проверки выплат заработной платы на основании обращений работников медицинских организаций.

На сегодняшний день не поступило ни одного официального обращения на снижение и несправедливое начисление заработной платы, включая выплаты стимулирующего характера.

– Когда в последний раз в республике повышалась зарплата врачей и на сколько?

Фонд оплаты труда медицинских организаций вырос за период с 2010 по 2012 годы на 28 процентов или 3,7 млрд рублей.

Последний раз заработная плата работников медицинских организаций повышалась с 1 января 2013 года на шесть с половиной процентов. На эти цели в бюджете территориального фонда на текущей год предусмотрены средства в размере 18,9 млрд рублей.

– Какова структура заработной платы медицинских работников?

– Заработная плата медицинских работников складывается из должностного оклада, ставок заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Плюс доплата за стаж работы по профилю, квалификационную категорию, качество выполняемых работ и иные поощрительные выплаты.

– Кому и в каких случаях они полагаются и кто принимает решение об их начислении?

– Порядок формирования окладов работников государственных учреждений здравоохранения Республики Татарстан, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также критерии их установления регламентированы постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2012 № 323.

Если диапазон выплат компенсационного и стимулирующего характера четко оговорен в указанном постановлении, то объем премиальных и иных поощрительных выплат устанавливается локальными нормативными актами учреждения и коллективным договором.

На основании указанного постановления приказом главного врача утверждаются перечень критериев и индикаторов оценки эффективности и состав комиссии, оценивающей показатели работы каждого сотрудника. Комиссия ежемесячно рассматривает показатели и принимает решение о размере премирования работников, который учитывается при начислении заработной платы.

– У врача, работающего много лет, есть надбавка за стаж и другие доплаты. А на какой заработок может рассчитывать молодой специалист, у которого еще нет ни стажа, ни регалий?

– Минимальная заработная плата врача, окончившего учебное заведение и принятого на ставку в городское медицинское учреждение, только за счет бюджетных источников должна составить по утвержденному постановлением порядку семнадцать тысяч рублей в месяц, а в сельской местности – не менее двадцати тысяч рублей.

Кроме того, независимо от стажа и квалификации медицинским работникам отдельных специальностей установлены дополнительные выплаты стимулирующего характера. Так, участковым терапевтам и педиатрам, врачам общей практики и противотуберкулезной службы выплачиваются десять тысяч рублей на занимаемую ставку, врачам анестезиологам-реаниматологам и врачам-специалистам станций (отделений) скорой медицинской помощи – пять тысяч рублей.

– Можно ли говорить о том, что повышение зарплат позитивно сказалось на качестве медицинской помощи?

– Прежде всего отмечу, что даже с учетом последнего повышения оплата труда врача, отвечающего за жизнь и здоровье людей, остается низкой. И она является, безусловно, важной, но не единственной составляющей в обеспечении качества.

Чтобы обеспечить качество медицинской помощи, должны быть все ресурсы – врачи, оборудование и аппаратура, современные методы диагностики и лечения и, безусловно, достойная оплата за труд. Каждое из звеньев этой цепочки влияет на качество медицинской помощи.

Сегодня в республике в сфере здравоохранения наблюдается определенный кадровый дефицит, не хватает участковых врачей-терапевтов, педиатров, врачей общей практики, узких специалистов. Особенно это заметно на уровне амбулаторной помощи. Безусловно, трудно, работая в условиях «за себя и за того парня», обеспечить хорошее качество. Соответственно, именно в амбулаторном секторе мы выявляем больше всего нарушений, связанных с качеством и доступностью медицинской помощи. Так, в 2012 году по результатам экспертизы из двадцати четырех тысяч выявленных случаев некачественного оказания медицинской помощи более восемнадцати тысяч приходится на амбулаторное звено.

Не снижается количество жалоб застрахованных пациентов, поступающих в наш фонд и страховые медицинские организации. А ведь именно удовлетворенность населения качеством оказанной помощи и есть основной критерий качества работы медиков. А потому рост их заработной платы должен быть неотъемлемо сопряжен с реальным повышением качества и доступности медицинской помощи.

– Какие претензии к работе врачей чаще высказывают пациенты?

– По нашей статистике, за 2012 год в фонд и страховые медицинские организации поступило более двух тысяч обоснованных жалоб пациентов, почти половина из них – на отказ в оказании бесплатной медицинской помощи. Треть жалоб приходится на организацию работы медучреждений и взимание платы за медицинскую помощь.

В рамках досудебного разбирательства при решении конфликтов, возникших между пациентом и медицинской организацией, было рассмотрено более двух тысяч двухсот жалоб, около тысячи семисот из которых признаны обоснованными и удовлетворены в пользу пациента.

Из сорока исковых заявлений по вопросам дефектов качества медицинской помощи и взимания денежных средств за медпомощь по программе ОМС половина удовлетворена в судебном порядке. Общая сумма материального возмещения пациентам cоставила более 1 370 000 рублей.

Безусловно, разрешать спорные ситуации, связанные с материальными затратами пациента на лечение, все же легче до того, как человек заплатил за него. На то существуют круглосуточные диспетчерские службы страховых медицинских организаций и телефоны «горячих линий» СМО и фонда, куда необходимо обращаться в первую очередь при каждом случае, когда в медучреждении предлагают оплатить услуги, предусмотренные госгарантиями бесплатно.

Настораживающим является рост количества обращений граждан по поводу нарушения этики и деонтологии медицинским персоналом. Если в 2010 году таких жалоб было двадцать семь, то уже в прошлом году на грубость, невнимательность или некорректность медицинского персонала пожаловались сто семьдесят человек.

В какой-то степени барометром общественного мнения по вопросам организации и качества медицинской помощи можно считать социологические опросы. В прошлом году было проанкетировано более двадцати тысяч респондентов. Показатель удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощи составил пятьдесят три процента – при том, что целевой критерий по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Татарстана установлен в размере сорока шести с половиной процентов. К сожалению, ниже нормативного критерия удовлетворенность первичной медико-санитарной помощью – чуть более сорока трех процентов.

– Какова основная задача фонда?

– Наша основная задача – это обеспечение и защита прав граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи, а также установление факторов, приводящих к нарушению этих прав и оперативное решение спорных и конфликтных случаев. А при своевременном обращении застрахованных – предотвращение нарушений.

Мы намерены достичь баланса интересов всех участников процесса обязательного медицинского страхования и сближения системы организации здравоохранения с интересами медицинских работников, чтобы в конечном итоге выиграл пациент.

Ссылка на источник


Возврат к списку

 

наверх

Copyright © 2012-2019 ТФОМС Республики Татарстан