Государственное учреждение
"Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Республики Татарстан"
Контакт-центр
8-800-200-51-51
Версия для слабовидящих
Главная

Планирование медицинской и хозяйственной деятельности в

ГАУЗ «Республиканская клиническая больница

Министерства здравоохранения Республики Татарстан»

Шавалиев Р.Ф., Бакирова Э.Ф., Белова К.В.


Важным условием эффективной деятельности медицинской организации является достаточный объем денежных средств, а также грамотное управление денежными потоками, поддержание их сбалансированности.

Качество лечения напрямую зависит от экономической самостоятельности учреждения, определяющей возможность использования современных дорогостоящих технологий, новейших лекарственных средств, расходным материалов, создания привлекательных условий труда для наиболее квалифицированной части персонала.

Для должного обеспечения результатов клинической практики необходима сильная эффективная экономика и экономическая состоятельность учреждения.

ГАУЗ “РКБ МЗ РТ” является ведущим лечебно-профилактическим учреждением третьего уровня, обеспечивающим оказание высококвалифицированной инновационной специализированной медицинской помощи населению Республики Татарстан, жителям других субъектов Российской Федерации и иностранным гражданам по 48 специальностям, из них 40 - в неотложном и экстренном режиме.

В структуре учреждения: 3 стационара на 1244 коек, 45 отделений круглосуточного и дневного стационара по 29 профилям медицинской помощи, консультативная поликлиника на 850 посещений в смену. Общая территория больницы – 16,5 га, где расположено 29 строений.

Ежедневно в течение суток регистрируется до 300 обращений в приемные отделения, около 155 госпитализаций (из них 54% экстренные), 100-120 операций, до 2 медицинских эвакуаций больных санитарной авиацией.

За 2022 годпо территориальной программе ОМС клиникой выполнен следующий объем государственного задания:

- 44933 пациента в круглосуточном стационаре;

- 114 пациентов в дневном стационаре;

- 3895 пациенту проведены высокотехнологичные операции;

- 152776 посещений и обращений в консультативной поликлинике и амбулаторных посещениях приемно-диагностического отделения;

- 27541 медицинских услуг (РКТ, МРТ, маммография, сцинтиграфия);

- 4263 услуг эзофагогастродуоденоскопии; колоноскопии; бронхоскопии;

- 357 услуг по гистологическим исследованиям с целью выявления онкологических заболеваний;

- 12539 услуг ультразвуковых исследований сердечно-сосудистой системы;

- 20333 исследований методом ПЦР на COVID-19;

- 13323 процедур амбулаторного и стационарного гемодиализа.

Планирование медицинской и хозяйственной деятельности ГАУЗ «РКБ МЗТ» (РКБ) на календарный год - это сложный и многогранный процесс, включающий совместную работу всех структурных подразделений клиники. Взаимодействие служб, участвующих в процессе планирования деятельности, определяется внутренним приказомглавного врача РКБ.

Целью планирования медицинской и хозяйственной деятельности клиники является организация процесса оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, начиная с планирования на уровне каждого отделения, и заканчивая утверждением единого (сводного) плана деятельности всей клиники.

Планирование на очередной финансовый год в РКБ начинается в июнетекущего года с составления индивидуальных планов деятельности каждого структурного подразделения. 

При составление планов по организации медицинской деятельности сотрудники клиники руководствуется следующими нормативными документами:

1.  Программой государственных гарантий Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

2.  Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Татарстан (утверждается ежегодно на среднесрочный период- 3 года, далее Программа)

3.  Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

4.  Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

5.  Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ-10, Москва 1995г.)

6.  Нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан в части определения планового задания по оказанию  высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).

7.  Приказом Минздрава Республики Татарстан о коечной мощности ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» и другими локальными нормативными правовыми актами.

Ответственными за планирование объемов медицинской помощи в структурных подразделениях являются заведующие отделениями. Они осуществляют планированиеисходя из:

-штатного расписания, среднесписочной численности персонала отделения, учитывая новых специалистов, специализирующихся на оказании новых видов помощи;

-технологической оснащенности отделения, нового оборудования;

- потребности населения Республики Татарстан в определенных видах медицинской помощи на основе анализа предыдущего календарного года;

-внедрения новых методик оказания медицинской помощи;

-с учетом стандартов оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций;

-современных тенденций и развития научно-технического прогресса.

Планы по объемам медицинской помощи составляются в натуральных показателях раздельно по источникам финансирования с помесячной разбивкой.

Планы отделений подписываются заведующими отделений и согласовываются заместителями главного врача по соответствующим направлениям. Эти планы принимаются к исполнению и рассматриваются как предварительныедо момента выхода Программы и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан в области определения планового задания по ВМП на соответствующий финансовый год.

На основании плановотделений с учетом кратности проведения тех или иных медицинских услуг составляется предварительный план диагностических (параклинических) подразделений по перечню отделений.

Полученная информация о планируемых объемах медицинской помощи от отделений консолидируется сотрудниками экономической службы. Специалистами проводится сравнительный анализ планируемых объемов с фактически выполненными в текущем году в разрезе КСГ и случаев оказания медицинской помощи, сопоставление желаемых объемов к коечной мощности и врачебной нагрузке отделений. Именно на этом этапе формируется общий сводный план РКБ, основывающийся на планируемых объемах медицинской помощи в зависимости от задач, поставленных главным врачом на следующий календарный год.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - №326-ФЗ) медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в ОМС.

Между РКБ, ФОМС и страховыми компаниями заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому осуществляется взаимодействие учреждений по вопросу обеспечения финансированием медицинской организации в рамках обязательного медицинского страхования. За счет средств ОМС финансируется большая часть расходов. В финансовомвыражении это составляет почти98 % всех расходов на оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий.

Для определения плановых объемов на очередной финансовый год заведующие отделениями РКБ представляют в экономический отдел информацию по объему и стоимости планового государственного задания по видам медицинской помощи в разрезе клинико-статистических групп (далее – КСГ) и случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в срок до 10 августа года текущего года.

Предварительное планирование осуществляется с целью своевременного обеспечения закупки изделий медицинского назначения и расходных материалов длямедицинских отделений РКБ с 1 января следующего года.На основании предварительных планов формируется годовая потребность в медицинских расходных материалах с учетом прогнозируемых остатков на складах и в отделениях. В сентябре текущего года отдел материально-технического снабжения РКБ начинает проводить работу по закупке расходных материалов и изделий медицинского назначения на очередной год в размере 75% от расчетной потребности отделений.

В начале финансового года в РКБ от ФОМС РТ поступают согласованные окончательные плановые объемы на оказание различных видов специализированной медицинской помощи, на основании которых рассчитывается План финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Именно в этом плане денежные средства распределяются по основным статьям, таким как заработная плата сотрудникам, обеспечение оказания медицинской помощи, прочая хозяйственная деятельность РКБ на финансовый год.

До конца января утверждаетсяпроизводственный план для каждого медицинского отделения в разрезе видов и наименований медицинской помощи, количества пациентов, исследований, сумм и источников финансирования. Производственный план утверждается внутренним приказом РКБ, включающим в себя более сорока приложений, и доводится до каждого заведующего отделением(а это более 30 стационарных и 7 диагностических отделений). С этого момента заведующие отделениями в своей работе руководствуются планом, исполнение которого мониторируется ежемесячно.

Средства на оплату оказанной медицинской помощи территориальный фонд направляет ежемесячно после проведения фондом ОМС медико-экономического контроля реестров счетов.

ФОМС и страховые компании производят оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.

Суммы, подлежащие оплате за оказание медицинской помощи ГАУЗ «РКБ МЗ РТ», определяются в соответствии с заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Тарифным соглашением и «Порядком применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи», установленным Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Медицинские организации с 2013 г. перешли на финансирование по полному тарифу: в расчет тарифа включаются затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, мягкий инвентарь, медикаменты, реактивы, химикаты, питание), а также затраты, связанные с обеспечением деятельности медицинской организации (зарплата работников, непосредственно не участвующих в оказании медицинской помощи, оплата услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, программное обеспечение, содержание имущества, затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), прочие затраты на общехозяйственные нужды, арендная плата, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб).

В целях обеспечения целевого расхода средств ОМС в клинике выстроена система внутреннего финансового контроля, важнейшим инструментом которой является ежемесячный мониторинг выполнения плановых показателей.

С 2022 года в РКБ внедрена медицинская информационная система qMS, благодаря которой осуществлять контроль за исполнением планов медицинскими отделениями стало быстрее, проще и эффективнее. В этой системе отображается большинство показателей, необходимых для проведения еженедельного контроля исполнения планов и построения прогнозов по исполнению планов по итогам текущего месяца (в разрезе количества пролеченных пациентов / оказанных услуг и средней стоимости оказываемой медицинской помощи).На основе данных персонифицированного учета препаратов в МИС qMS появилась возможность проведения сравнительного анализа установленного тарифа и затрат по оказанию медицинской помощи. По ряду КСГ выявлено несоответствие установленного тарифа и затрат на лечение пациента.Такой контроль крайне необходим для быстрого принятия управленческих решений в целях корректировки или перераспределения потоков, организации процессов.

По итогам каждого месяцапосле принятия на оплату всех реестров-счетов экономической службой РКБ проводится детальный анализ исполнения планов по количеству и стоимости в разрезе КСГ (клинико-статистических групп), отделений, видов помощи, услуг, амбулаторно-поликлинической помощи и источников финансирования. Детальный разбор и анализ причин неисполнения или перевыполнения плановых показателей необходимы для принятия соответствующих управленческих решений.

При возникновении спорных вопросовпо определению источника оплаты ряда расходов на оказание медицинской помощи, которые несет клиника, сотрудниками бухгалтерии и экономической службы больницы проводятся «мозговые штурмы», изучаются нормативно-правовые документы и рассматриваются судебные практики.

При необходимости производится перераспределение плановых объемов медицинской помощи, методическая работа с персоналом по ведению медицинской документации, разбор случаев нарушений, выявленных в ходе медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Именно такой подход, объединивший современные цифровые технологии и экспертные мнения сотрудников различных структурных подразделений, доказал свою высокую эффективность при планировании, контроле и обеспечении финансирования специализированной медицинской помощи в самой крупной клинике республики.

Экономическая самостоятельность РКБ позволяет обеспечивать население региона качественной и безопасной медицинской помощью,развивать передовые практики в различных областях медицины, привлекатьвысококвалифицированных специалистов и активно внедрять современные цифровые технологии в повседневную деятельность.


Назад
Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

наверх

Copyright © 2012-2024 ТФОМС Республики Татарстан