Ильшат Гафуров забирает «обкомовскую» больницу (Бизнес online 16/04/2015 )
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в ближайшее время РКБ-2 сменит «хозяина» и станет университетской клиникой при молодом Институте фундаментальной медицины и биологии КФУ. Эксперты опасаются, что из-за реформы может пострадать качество медицинской помощи, и предрекают новому проекту Ильшата Гафурова «жестокую» схватку за кадры и ресурсы с КГМУ.
О грядущих преобразованиях «БИЗНЕС Online» рассказал источник в медицинской отрасли Татарстана. По его словам, хотя документы пока и не подписаны, вопрос решен. Реальность планов нашей газете подтвердил и главный врач РКБ-2 Альмир Абашев. Как оказалась, уже вовсю идет документальная подготовка по передаче в КФУ имущественного комплекса. Главврач отметил, что идея создания университетской клиники, то есть, по сути, крупного медицинского центра, сочетающего науку и практику, витала в воздухе давно. По крайней мере, с создания в 2012 году в КФУ Института фундаментальной медицины и биологии. Обрести плоть проект, по нашим данным, смог благодаря лоббистской мощи ректора КФУ Ильшата Гафурова, который сумел убедить президента РТ Рустама Минниханова, что дало проекту зеленый свет в правительстве России.
Сам формат университетской клиники эксперты приветствуют. По словам председателя правления ассоциации медицинских работников РТ, академика Российской академии медико-технологических наук Ростислава Туишева, университетские клиники давно показали себя во всем мире как эффективное сочетание практикующей медицины и фундаментальной науки. «А у нас ученые работают отдельно, врачи — отдельно, в результате мы мало создаем сами, фактически просто потребляем, — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Мы же потеряли классическую схему открытий, потеряли школу ученых, проведения опытов, внедрений! Считаю, что для нашей республики в сфере здравоохранения создание такой клиники станет серьезным подспорьем».
Для РКБ-2 немаловажный аргумент в пользу реформы — это перспектива получить миллиарды рублей на модернизацию из федерального бюджета — уже по линии Минобразования, а не Минздрава. Как отметил Абашев, после аналогичных вливаний такие казанские клиники, как РКБ, МКДЦ и горбольница №7, сделали рывок вперед, и, хотя РКБ-2 в техническом плане от них не отстает, обновление не помешало бы и ей: «Среда, в которой пребывает пациент, у нас, конечно, похуже. Сам порядок медицинской помощи затруднен в связи с тем, что мы находимся в немодернизированных условиях».
По данным источника «БИЗНЕС Online», речь сейчас идет о 5 - 7 млрд. рублей, что превосходит по масштабу даже мегапроект модернизации упомянутой горбольницы №7, на который ушло почти 4 миллиарда. Дело в том, что у РКБ-2 еще более разветвленная инфраструктура: помимо широко известного диагностического центра и поликлиники на Чехова, это еще и клиника акушерства и гинекологии, терапевтическая клиника с эндокринологическим стационаром и отделением ревматологии, терапевтический и неврологический стационары, многопрофильная централизованная лаборатория.
По словам Абашева, перемены пойдут на пользу и коллективу (он, кстати, участвует в создании новой концепции РКБ-2): «Этим живут, строят планы, это как свет в конце тоннеля. Чтобы выйти на такие орбиты, как научно-исследовательская деятельность, клинические исследования, разработка собственной продукции, конечно, наиболее оптимальна схема взаимодействия, когда лечебное учреждение находится в структуре научно-исследовательского института большого вуза. Тогда пропадают всякие межведомственные препоны, когда из одного министерства в другое бесконечно курсируют бумаги. То есть путь от решения до конечного продукта сокращается максимально... Это и новые услуги. Если раньше люди ехали в Германию, в центры за пределами Татарстана, то теперь такие услуги, как расшифровка гена, высокотехнологичная диагностика, они смогут получить у нас. Университетская клиника — это широкоформатная работа по новым методам».
Для КФУ обновленная РКБ-2 станет отличной площадкой для подготовки специалистов своего Института фундаментальной медицины. По сути, это его выход на принципиально иной уровень. При этом, обретая мощную базу (не только материально-техническую, но и в лице практикующих врачей), институт становится серьезным конкурентом КГМУ. Кстати, в медицинской среде многие изначально именно так и восприняли сам факт создания института. В КФУ «экспансионистских» устремлений, в общем-то, и не скрывают. Ведомственные историки указывают на то, что кафедра анатомии, физиологии и судебной врачебной науки была одной из первых в учрежденном в 1804 году Университете, и он неразрывно связан с именами великих медиков. В 1930-м медицинский факультет отделили, в результате чего был создан Казанский медицинский институт. Но в мае 2012 года в КФУ вновь созданы медицинские кафедры, «сотрудники которых — цвет врачебного сообщества и медицинской науки Татарстана». На сайте института указывается, что медицинский приоритет КФУ — выпуск врачей нового поколения, врачей, «думающих и способных понимать причины и механизмы процессов, происходящих в организме здорового и больного человека».
Как воспринимают эти «ревизионистские» планы в КГМУ? Ректор вуза Алексей Созинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что «модель зарекомендовала себя и на Западе, и в России», но признал, что для него это «вопрос эмоционально окрашенный». Впрочем, он оговорился, что конкуренции опасаться не стоит. Однако, похоже, ее не избежать. В КФУ прогнозируют увеличение штата Института фундаментальной медицины, в частности, за счет научно-исследовательской составляющей. Откуда ее взять? Ведь не только на талантливую молодежь опираться. Один из источников «БИЗНЕС Online» в медотрасли РТ полагает, что дело для КГМУ может закончиться плохо: «Классический университет и так уже перетягивает кадры, что неудивительно: во-первых, в мединституте низкая зарплата, во-вторых, сильно упало качество преподавательского состава. Во многом, это связано с проблемой массового устройства студентов «по блату». Умных и талантливых ребятишек мало уже изначально, и выпускники не идут в медицину, а уходят в бизнес и куда-то еще». При этом источник прогнозирует, что «конкуренция между вузами будет жестокая, но альтернатива медуниверситету нужна». На это же намекнул председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников, который в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил: «Понятно, что университету нужна своя клиника, но так же понятно, что за этим решением могут стоять и совсем другие мотивы».
Отметим, что некоторые сомнения у специалистов вызывает будущее РКБ-2 именно как лечебного учреждения. «Вхождение нескольких медицинских организаций в состав федерального университета ставит перед ним очень серьезные задачи прежде всего по сохранению уровня медицинской помощи, — считает Созинов. — Это большой вызов для университета, который, получая дополнительные возможности для учебного процесса и науки, должен не забыть, что граждане обращаются в больницу для получения медицинской помощи». Однако Абашев уверен, что услуги в рамках обязательного медицинского страхования будут сохранены в полном объеме. Более того, главврач считает, что больница сможет рассчитывать на федеральный госзаказ на высокотехнологичные методы лечения. Правда, вместе с этим РКБ-2, по всей видимости, окончательно утратит и без того потускневший на сегодня ореол элитности.
Отметим, что у приобретения Гафурова весьма занятный исторический шлейф. РКБ-2 — это больница, созданная в советское время для номенклатуры, пациентов с приставкой спец. В народе она получила название «обкомовская». Характерно, что исторических сведений об РКБ-2 в открытых источниках не найти. Очень похоже, что данные о ее деятельности до развала СССР и несколько далее засекречены. Известно, что больница была создана в 1949 году на базе поликлиники спецлечения Татнаркомздрава (она предназначалась для обслуживания пациентов из числа партийных руководителей, ученых, заслуженных работников культуры) и городской больницы №3, в которой лечился исключительно партхозактив высокого ранга. Нынешнее название — РКБ-2 — появилось в 1966-м. Больница традиционно получала лучшее медицинское обеспечение, комплектовалась наиболее профессиональными и проверенными кадрами, к тому же умеющими держать язык за зубами.
«Спецконтингент» с благодарностью вспоминает врачей РКБ-2. Например, бывший замминистра сельского хозяйства РТ Альмир Салахов поделился с «БИЗНЕС Online» такими воспоминаниями: «Имею очень большой опыт общения с этой больницей — почти 40 лет. Она всегда была высокопрофессиональной, с прекрасным персоналом. 17 лет назад меня вытащили из такого тяжелого инфаркта, из каких раньше никого не вытаскивали. Многие близкие и знакомые предпочитают обращаться только туда... Были очень грамотные начмеды, завотделениями. Больница отличалась от других внимательным отношением к пациентам, отсутствием очередей, чистотой. Это все было, прямо скажем, не везде. Будем называть вещи своими именами: уровень обслуживания и комфорта был другой. Больницу оснащали классным оборудованием, многие вещи там делали впервые. Кадры подбирали очень продуманно: не просто высокие профессионалы, но и умеющие себя вести с достоинством и с уважением к пациенту. И «контингент», конечно, был несколько отличный от других больниц... Да, РКБ-2 давно перестала быть больницей только для высокопоставленных людей, но имидж «непростой» у нее еще сохраняется, есть ощущение заданной некогда высокой планки».
За 66 лет своего существования в РКБ-2 было всего 4 главврача. Почти 40 лет ей руководил Николай Чугунов. В 1986 - 1994 годах клинику возглавлял Иван Клюшкин. Далее главврачом назначили Рашида Абашева, а в 2012 году эстафету перехватил его сын — Альмир Абашев... Стоит ли говорить, что трудоустройство в «обкомовскую» больницу было мечтой для большинства врачей? Но, по мнению источника «БИЗНЕС Online», высокий профессиональный статус РКБ-2 тоже во многом по ряду причин остался в прошлом, а статус VIP-больницы перешел к МКДЦ: «Посмотрите реально: чем была «обкомовская» больница? Гипертонию подлечить, кардиологию. А если нужна операция, отправляли в РКБ. А сейчас МКДЦ появился, где, например, по нейрохирургии и сердечно-сосудистой хирургии обалденный профессиональный базис — на европейском, мировом уровне! Так что, все «блатные» сейчас в МКДЦ... За границей лечиться? В принципе, в Израиль ездят только если онкология. В Германию раньше ездили на артроскопию, протезирование, но сейчас это и у нас научились делать».
Подытоживая, можно сказать, что мы становимся свидетелями любопытного эксперимента не только в организации медицины, но и в аппаратной сфере. Ведь анонсированные Федеральным университетом «врачи нового поколения» — это вызов сформировавшейся в постсоветское время системе татарстанской медицины, к которой накопилось очень много вопросов.
Оригинал статьи: Ильшат Гафуров забирает «обкомовскую» больницу