В российской средней и старшей школах только 2% учеников могут быть признаны здоровыми (Бизнес online 1/08/2015)
В нашей стране в последние годы все чаще случаются трагедии, когда студенты и школьники умирают прямо во время уроков физкультуры. В 99% случаев формулировка произошедшего одна — «неожиданно почувствовал себя плохо». Что происходит с детьми и так ли полезен спорт? Профессор кафедры неврологии и реабилитации КГМУ, врач высшей категории по спортивной медицине и лечебной физкультуре Фарида Тахавиева поделилась с «БИЗНЕС Online» своими наблюдениями.
Я за физическую культуру, за школьный, университетский спорт при наличии здоровья, но не за спорт высших достижений. В 80-х годах вышла книжка «Здоровье спортсмена», написал ее немецкий автор Эрих Дойзер, книга доступная, научно-популярная. Дойзер сам когда-то был футболистом, но, получив травму, стал командным врачом. Прочитав эту книгу, мы все были шокированы, потому что считали, что спорт — это для здоровья. Но на первой странице автор писал: «Здоровый спортсмен — это абсурд в современном спорте». К сожалению, так оно и есть.
Исследования последних лет показали качественное ухудшение состояния здоровья детей. По данным главного педиатра страны Александра Баранова, среди младших школьников (7 - 8 лет) можно признать здоровыми не более 20% детей, имеют различные функциональные нарушения до 34% учащихся, более 46% — различную хроническую патологию. В средней (10 - 14 лет) и старшей (15 - 17 лет) школе ситуация еще более неблагоприятная: только 2 - 2,5% детей могут быть признаны здоровыми (I группа здоровья), ко II группе здоровья относятся 28,5% школьников (имеют функциональные нарушения), к III - IV группам здоровья (страдают хроническими болезнями) относятся 69% детей. А эти дети приходят в спортивную секцию, не имея оптимального уровня здоровья, и зачастую готовятся как резерв для спорта высших достижений! Начинают часто и напряженно тренироваться, что усугубляет имеющуюся патологию и увеличивает риск возникновения различных нарушений состояния здоровья и травм.
Взять раннюю спортивную специализацию. Тренеры идут на нее, потому что сейчас рекорды устанавливают совсем молодые спортсмены. Но скажите, неужели человечество изменилось в лучшую сторону? Оно стало сильнее и здоровее с нашей экологией, с нашим образом жизни? Сейчас рекорды олимпийских чемпионов 30 - 40-летней давности ставят дети. За счет чего? За счет перенапряжения всех систем организма. Поэтому спорт высших достижений — это не здоровье, конечно. А вот влияние физической культуры — это замечательно. Детей надо отдавать в секции. Но отдавать надо грамотному тренеру, а перед этим пройти полное обследование у врача, желательно спортивного, чтобы оценить уровень здоровья, посмотреть нарушение двигательного стереотипа. Когда-то, в доперестроечные времена, у нас была хорошо отлаженная служба врачебно-физкультурных диспансеров, были детские отделения врачебного контроля. Сейчас за этими детьми следить особенно некому.
Я недавно читала лекцию тренерам по бадминтону. Это замечательно, что у нас в школах вводится бадминтон. Но что получится? Мы все любим играть в бадминтон, а для подростков вдвойне приятен такой урок физкультуры, когда не нужно выполнять скучные упражнения и можно попрыгать с ракеткой. Но если дети не готовы физически и функционально, если у них крыловидные лопатки, если плечевой пояс абсолютно не развит, нет общей физической подготовки и они начнут прыгать, тянуться с ракеткой за воланом, то при такой слабой мышечной системе, естественно, полетят все суставы. И плечевой, и локтевой, и голеностопный, а за ними и спина.
Более того, взять даже фитнес. Замечательная вещь. Само понятие «фитнес» — to be fit — быть годным. Он нужен для того, чтобы люди были годными к бытовой жизни. Причем этот параметр не говорит о здоровье или нездоровье, он говорит о согласованном действии сердечно-сосудистой и дыхательной системы и способности переносить физические нагрузки. У каждого есть свой уровень физической работоспособности. Многие ли его знают? У нас он один, у спортсменов — совсем другой. Но есть нормативы. Это можно измерить на велоэргометре или при восхождении на ступеньку. Задается две нагрузки, замеряется пульс. Данные подставляются в формулу, и уже можно измерить уровень своей работоспособности. Например, у меня 2,2 Вт/кг — это норма для женщины, следовательно, я могу все: бежать за автобусом, совершать утреннюю пробежку, в огороде долго работать. К сожалению, практически ни у кого мы не видим этого уровня работоспособности. Более того, когда мы со студентами на занятиях измеряем этот показатель, очень часто бывает, что даже у юношей он не достигает 1 Вт/кг.
Поэтому, прежде чем начинать активные занятия в спортзале, обязательно нужно посмотреть и уровень фитнеса, и свои сердечно-сосудистую и костно-мышечную системы. Сколько у нас было пациентов, которые разрывали себе ротаторную манжету плечевого сустава после тех же занятий фитнесом! Мышцы не готовы, а люди тянутся на занятиях йогой или в том же бассейне при чрезмерных для них нагрузках. А это чревато всевозможными надрывами, болевыми симптомами и обострениями уже имеющихся заболеваний. Молодежь ходила на степ-аэробику. А степ-аэробика, как известно, предполагает достаточно грубое восхождение стопой на ступеньку. И в результате, если мышцы не сильные, а у кого из нас нет нарушений осанки и банального плоскостопия, когда меняется весь двигательный стереотип, люди получают серьезные травмы.
Мы отвыкли ходить. Многие забывают о том, что двигательная активность в режиме дня — это профилактика всех заболеваний. Двигательная активность, а не препараты. Надо повышать уровень грамотности нашего населения. Как-то в одной из восстановительных клиник пациент мне говорит: «Меня не лечили!» Я удивляюсь, как это так? Он получал эрготерапию, он получал лечебную гимнастику, физиопроцедуры, массаж и тому подобное. А он возражает, мол, в вену-то ему ничего не капали. И вот так все ждут какой-то чудодейственной таблетки. Нет такой таблетки. Более того, большинство препаратов выпускается на основе клинических исследований, но не на основе доказательной медицины. На основе доказательной медицины их не так много. И вы почитайте повнимательнее инструкции к препаратам, там показаний значительно меньше, чем побочных эффектов.
Когда ребенок приходит в спорт, ему надо расти, как нормальному ребенку, но плюс ему надо адаптироваться к высоким физическим нагрузкам. И в таком перенапряжении годами работает детский организм. Однажды меня пригласили на консультацию. Мы смотрели девочку. Ей 18 лет, она студентка спортивного вуза, мастер спорта по гимнастике. У нее был компрессионный перелом на уровне грудного отдела позвоночника. Все врачи в один голос советовали ей бросать спорт. А она начала заниматься в 3 года и 15 лет, кроме гимнастики, ничего не видела. Куда она сейчас? Что ей нужно? Это ее профессия с детства. У нас еще не отрегулированы юридические вопросы. Когда мы берем детей в спортивные школы, то куда они потом пойдут, если вдруг приобретают «профессиональное» заболевание или травмируются?
Проблема детско-юношеского спорта сегодня вообще одна из острейших. В Москве для ее решения было открыто целое отделение детской спортивной медицины и спортивной физкультуры на базе Института педиатрии. Очень много детей прошли там обследование, реабилитацию, получали квалифицированные консультации. К счастью, оно работает и в настоящее время. У детей ведь есть чувствительные периоды, когда их не нужно нагружать или, наоборот, нужно нагружать, потому что в этот период они хорошо раскрываются. И все это должны знать и врачи, и тренеры, и родители, которые занимаются этими детьми.
Более того, очень часто именно родители настроены таким образом, что они растят ребенка-чемпиона для того, чтобы потом получать от этого дивиденды. Люди переезжают из других городов, живут в тяжелых условиях для того, чтобы дети занимались спортом в тех регионах, где он сильно развит. В Казани, например, очень хорошая школа тенниса, бадминтона, наши футбольный и хоккейный клубы звучат во всем мире. Поэтому сюда привозят детей.
Тренер иногда готов пойти навстречу медику для того, чтобы изменить режим тренировок, чтобы дать ребенку отдохнуть, но родители к этому не готовы. У меня была одна мама, которая говорила: «Выпишите нам любые лекарства, денег у клуба полно, мы и так уже за два года выпили огромное количество разных препаратов». И она этим бравирует. А когда я сказала, что девочке надо просто дать немного отдохнуть, чтобы восстановиться после травмы, мама категорически отказалась, потому что близились соревнования. И это не единичный случай.
Спортивный врач должен знать и физиологию, и основы тренировки. Он должен работать совместно с тренером. Если он смотрит взрослого спортсмена или ребенка и видит у него где-то какой-то дисбаланс, то он должен с этим работать для того, чтобы потом тот не получил травму. В мире это сейчас называется «преабилитация». Мы привыкли, что есть реабилитация — восстановление после чего-либо, есть абилитация — это когда дети вообще ничего не могут и там «ре» нечего делать, например, когда ребенок рождается с ДЦП. А теперь появилось новое понятие. Пришло оно в спортивную, а теперь и в клиническую медицину. Это предупреждение травматизма и заболеваемости в спорте.
Я вижу, что у ребенка есть какой-то мышечный дисбаланс или идет развитие перенапряжения. Вид спорта развивает же только какую-то одну, нужную для этого спорта структуру, а остальные нуждаются в общей физической подготовке. Но не всегда тренер заботится о всестороннем развитии организма. И поэтому дети будут рваться и ломаться на тренировках, у них будут заболевания сердечно-сосудистой системы. А сейчас уже на уроках физкультуры дети начали умирать. Отмечается, что ежегодно на уроках физкультуры умирает до 12 школьников, а частота внезапной смерти среди детей и подростков Москвы, занимающихся в спортивных секциях, в 2 раза выше, чем среди физически неактивных детей. А ведь причины внезапных смертей до сих пор неясны. Хотя в основном это кардиологические причины. И мировое сообщество прогнозирует их ежегодное увеличение. Сами спортсмены редко когда жалуются на беспокоящие их недомогания. А умирают. На льду, на футбольном поле, на хоккейном поле...
Как-то на одной из конференций мне проректор одного из вузов сказала: «Вы так страшно рассказываете. Неужели спорт — это так плохо?» Нет, спорт — это не плохо. Но к нему надо подходить грамотно. С хорошим тренером, с хорошим врачом можно сделать очень многое, но, к сожалению, мы очень часто встречаемся с отрицательными явлениями спорта, особенно большого спорта.
Оригинал статьи: В российской средней и старшей школах только 2% учеников могут быть признаны здоровыми