Государственное учреждение
"Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Республики Татарстан"
Контакт-центр
8-800-200-51-51
Версия для слабовидящих
Анкетирование
счётной палаты
Республики Татарстан
16.08.2015

Пациент глазами врача. Должно ли государство заботиться о нашем здоровье? (Казанские ведомости 16/08/2015)

Врачей критикуют за все: за хмурое лицо, за то, что мало времени уделил на приеме, не так вылечил или поставил не тот диагноз. А сами требовательные пациенты идеальны? Все ли делают для собственного здоровья? А главное - каким врач видит пациента?

Об этом «КВ» попросили рассказать главного внештатного невролога управления здравоохранения Казани, профессора кафедры неврологии и реабилитации КГМУ, директора Городского центра неврологии и лечения боли Рашида Алтунбаева

Ностальгия по советскому

- Наши пациенты, особенно возрастные, часто убеждены в том, что об их здоровье должно заботиться государство. Советская медицина считалась одной из лучших, а граждане получали качественные медицинские услуги абсолютно бесплатно. В то время врачебная помощь была доступной для всех. Человек заболел и мог сразу обратиться к узкому специалисту. Попал в больницу - питание, пребывание, любая медпомощь были бесплатными. Медуслуги советским людям оказывали, как говорится, без отрыва от производства: на заводе, в школе, в институте. Заботу о здоровье граждан полностью брало на себя государство. Сегодня они хотят получать от врачей такую же заботу,  как в советское время. Однако за последние 20 лет в стране произошли большие экономические и социальные изменения. Появились новые технологии и сервисные стандарты, которые неизбежно требуют постоянно растущих материальных затрат.

У них и у нас

- Что отличает наших пациентов от зарубежных?

- Например, если наш пациент намерен обратиться к узкому специалисту, то хочет сделать это немедленно. Зарубежная система здравоохранения построена по другому принципу. Там есть врач общей практики, который в большинстве случаев и решает проблемы пациентов, касающиеся узких вопросов. Только в случаях, когда он не справляется, направляет пациента к узкому специалисту - неврологу, гастроэнтерологу, аллергологу. Я интересовался, как в Швейцарии можно попасть от врача общей практики к неврологу. Мне объяснили, что требуется 2 - 3 месяца, чтобы по обязательному медстрахованию попасть на прием к этому специалисту. Пациент это воспринимает как норму, а не ущемление его прав или недостаток медицины. И это при том, что в Швейцарии медицина хорошо развита. У нас пациент не готов к восприятию такой системы, он считает, что должен получить эту помощь сразу, несмотря на высокую нагрузку узких специалистов.

- А там врачи приходят к больному домой?

- В зарубежных странах нет широкой практики посещения врачом пациента на дому. За вызов врача на дом пациенту придется платить из своего кармана или за счет дополнительной медстраховки, которая весьма дорога. Поэтому они стараются добраться до приемного офиса врача. Визит врача на дом - эксклюзивная ситуация. Представьте, врач должен потратить 1 - 1,5 часа рабочего времени на посещение одного пациента. Но у нас была такая система здравоохранения, она считалась самой лучшей - тогда у нас было много врачей. Времена поменялись, но принципы организации советской медицины остались. Трудно изменить представление людей об устройстве здравоохранения. Главное - не забывать, что каждый должен сам заботиться о своем здоровье.

Вечный конфликт?

- Частые жалобы на нашу медицину и врачей вызваны излишней требовательностью людей к системе здравоохранения? Или между пациентами и докторами существует постоянная конфронтация?

- Конфликтов не должно быть. У нас и нет настоящих конфликтов. Если бы на практике не существовало партнерского отношения между врачами и пациентами, то система здравоохранения прекратила бы свое существование. Врач всегда заинтересован в том, чтобы пациент выздоровел и был удовлетворен качеством оказываемой ему помощи. А пациенты в свою очередь  должны с уважением относиться к врачу, выполнять его рекомендации, по возможности четко формулировать свои жалобы. Не стоит врываться в кабинет врача со словами: «Что за беспредел!», «Я из-за вас опаздываю на работу», «Сколько можно?» Если вы первым делом хотя бы доброжелательно поздороваетесь, то процесс лечения принесет большее удовлетворение и вам, и доктору. Пациент должен понимать сложность современного периода развития медицины. Но здесь возникают шероховатости. Пациент уверен, что ему должны все предоставить, а в системе иногда бывают сбои, которые не всегда могут удовлетворить его запросы.

- На что чаще всего жалуются пациенты?

- Пациентам часто не нравится недостаток внимания со стороны врача. Однако медработник в этом не всегда виноват: на одного пациента у нас отводится 10 - 12 минут. Нехватка времени - одна из главных проблем. Врач не только должен обследовать, поставить диагноз и выписать рецепт, он должен выявить тревогу пациента, ее причину, психологические обстоятельства в семье, на работе и в окружении. Необходимо настраивать пациента на положительные мысли, на то, что он обязательно выздоровеет. Но этой психотерапевтической оболочки в отношениях «врач - пациент» часто не хватает. В частных же центрах у специалистов чуть больше времени, там они могут уделить пациенту полчаса и даже час. В итоге пациент выходит из частного центра удовлетворенным.

- Кому, по-вашему, пациенты доверяют больше - частным центрам или госмедучреждениям?

- Экономически состоятельные пациенты часто получают медпомощь в частных центрах. Однако многое зависит от болезни, медситуации. Частные медцентры сейчас на стадии развития, высокотехнологичную медпомощь они оказывают еще мало. Например, операции на сердце можно сделать только в крупных государственных центрах, инфекционные болезни, которые требуют длительного дорогостоящего лечения, - также прерогатива госучреждений. В частных же центрах оказывают помощь иного характера, я бы сказал, сугубо личного. Эта помощь связана с гинекологическими, урологическими, дерматологическими и другими заболеваниями. Для пациента частного центра особенно важно повышенное внимание, индивидуализированный подход. В частных центрах эти потребности пациента могут удовлетворить. Однако повторюсь: выбор зависит не только от дохода, но и от характера болезни. 

- Тяжело ли сейчас молодым врачам?

- Пациенты должны понимать, что молодой врач - это готовый специалист, который проучился не менее 7 лет. У молодого специалиста самые новые, свежие знания о болезнях и возможностях медицины, но ему не хватает опыта в постановке диагноза, общении с пациентами и выстраивании с ними партнерских отношений. Это нужно учитывать и стараться помогать молодым врачам, а не пренебрегать ими. Нужно также помнить, что молодой врач, приходя в госучреждение, получает небольшую зарплату, хотя уже может иметь семью, детей. Ему приходится работать на полторы ставки, дежурить дополнительно по ночам.

- Достаточно ли ответственно мы подходим к вопросам собственного здоровья?

- Некоторые пациенты избыточно тревожны, при любом недомогании сразу спешат к врачу. Другая крайность - пациент, зная о своем диагнозе, не следует рекомендациям врача, усугубляет болезнь. В итоге это может привести к печальному исходу. Хорошо, когда человек адекватно оценивает свое здоровье, четко следует рекомендациям врача, сохраняет бодрость духа, контролирует излишнюю тревожность. 

Кроме того, пациенты мало понимают свое личное экономическое участие в организации медпомощи. Поясню: практически каждый человек более или менее знает, как формируется пенсия и может рассчитать ее будущий размер, а вот к обязательному медицинскому страхованию имеет мало отношения. Не знает, сколько денег за него заплатили, какие права он имеет в медстраховании, не знает сумму страховки, поэтому плохо представляет, какой суммой располагают медучреждения и что они могут сделать. Еще мало развито и дополнительное медицинское страхование. Люди должны знать, что они могут заключить дополнительный договор, чтобы в случае необходимости им оказали медуслуги в лучших учреждениях или частных центрах более быстро и квалифицированно. Но такая система стала развиваться в основном за счет успешных работодателей. Это и дополнительная помощь медикам.

- А забавные случаи из своей практики помните?

- Однажды ко мне пришла взволнованная пациентка. На вопрос о том, что ее беспокоит, объяснила: у мужа обнаружили простатит. Я спросил, что конкретно ее беспокоит, почему она обратилась ко мне. Тревожный ответ был таков: «Боюсь, как бы я не заболела этим простатитом».


Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

наверх

Copyright © 2012-2024 ТФОМС Республики Татарстан